Рано или поздно любой водитель сталкивается с необходимостью замены аккумулятора. Естественно, редко кто из автовладельцев меняет аккумуляторную батарею, когда наступает положенный срок.

Большинство, как начинающих, так и водителей со стажем, в основном летят сломя голову в автосервис с наступлением холодов, когда морозы окончательно выбивают из строя старую батарею на их автомобиле. Некоторые пользуются услугами работников СТО, но существуют и такие, кто приобретает аккумуляторы самостоятельно. Именно им и стоит ознакомиться с этой статьей.

Тонкости выбора аккумулятора

Для того чтобы осуществить правильную покупку, необходимо знать несколько важных моментов. Прежде всего, необходимо заострить внимание на следующие факторы:

  • Параметр «Емкость батареи»

    Данный параметр является основным, которым стоит руководствоваться. Причем у каждой модели машины он разный.

    Так же, как и в любой другой батарее, емкость – это параметр объема энергии, которую накапливает в процессе зарядки, а после хранит данный аккумулятор. Емкость измеряется в ампер-часах. Максимальная емкость заряженного до отказа аккумулятора обозначается на его корпусе.  При этом маркировка будет иметь следующий вид: 6СТ-55, 6СТ-60 – это означает, что емкость батареи составляет 55-60 Ач.

    Существует еще один параметр, в последнее время который начал все чаще присутствовать на корпусах аккумуляторов, это срок, в процессе которого полностью заряженный аккумулятор сможет отдавать ток с силой 25 ампер при температуре в +27С. При учете того, что емкость батареи составляет 55-60 Ач, время отдачи энергии составляет около 100 минут. Причем следует отметить, что приобретать аккумулятор, объем энергии, которого гораздо больше, чем требуется вашему автомобилю бессмысленно – это пустая трата денег.

  • Параметр « Тип и размеры подключения клемм»

    В автопромышленности габариты и клеммные размеры имеют стандартные размеры.

    Здесь у вас два пути – либо детально изучить свой прежний аккумулятор, либо отправиться в автосервис и там назвать модель вашего автомобиля, после чего вы получите дельный совет. Необходимо отметить, что в основном форма и размеры аккумуляторных корпусов практически идентичны, существуют машины, чьи аккумуляторные батареи имеют целый список отличий. В основном к ним относятся продукция японского производства, так как у данных автомобилей батареи обычно выше и уже.

    По поводу разъемов можно сказать, что вам необходимо знать точные данные об их расположении. Если приобрести батарею «с минусом», который находится на другой стороне, то вероятнее всего провод не дотянется и его не хватит для нормального подключения.  Еще при неправильном подключении вы рискуете спалить некоторые приборы-потребители энергии находящиеся в салоне, а так же и сам новый аккумулятор.

  • Параметр «Стартовый ток»

    Этот показатель характеризует поступление энергии к стартеру, который заставляет крутиться еще не разогретый двигатель на старте.

    В основном он связан с объемом и классом батареи, но бывает и так, что этот параметр нужно изучать более внимательно. При выборе аккумуляторной батареи он имеет значение, когда машина эксплуатируется в местности с низкими температурными условиями, изношенный и видавший виды мотор, который заправляется маслом повышенной вязкости.

    Следует подчеркнуть, что аккумулятор стандартного образца рассчитан на эксплуатацию при температуре +27С. При соблюдении этого условия, батарея способна выдавать все 100% своей мощности. Но когда температура опускается до – 18С, то стартовые показатели этого же стандартного аккумулятора утрачивают 60% мощности, а на оставшиеся 40% особо далеко не уедешь – их будет мало, даже чтобы запустить двигатель. Таким образом, в холодной местности требуется иметь аккумулятор с емкостью в два раза больше, чем при +27С.

  • Параметр «Ценовая политика»

    Этот параметр выбирается индивидуально из личных соображений и величины денежных средств, которые вы готовы затратить на эту покупку. Все аккумуляторы можно  разделить на три группы. В каждой группе, которая отличается ценой, можно выбрать устройство, предназначенное для конкретной марки автомобиля. Итак, три группы – это:

    - Премиум;

    - Стандарт;

    - Эконом

    Основная разница между ними зависит от применяемых в устройствах технологий.  Самыми выгодными в категории соотношения «цена – качество» выступают батареи группы стандарт. Дело в том, что чем выше класс аккумулятора, тем выше его цена и качество. Батареи высокого качества отличаются от экономичного типа увеличенными сроками службы,  уровнем стартового тока и большей гарантией.  Причем  разница в сроках службы составляет пару лет, период гарантии может быть более долгим, а показатель тока может быть выше на 30-120 Ач.

«Горячий» и «холодный» старт

По своей сути эти два параметра имеют прямую связь с величиной стартового тока. Дело обстоит в том, что как уже писалось выше, стандартная величина стартового тока вычисляется из расчета температуры +27. Однако, температурный режим на территории нашей страны очень разнообразен и встретить эти +27 будет довольно сложно. Именно по этой причине в дополнение к основной классификации применяется так же понятие «тока горячего запуска» и «тока холодного запуска»:

  • «Ток горячего запуска» - это число ампер, вырабатываемых батареей в теплое время года, при условии перегрева двигателя.
  • «Ток холодного запуска» — это количество ампер, которые способна вырабатывать батарея за 30 секунд в условиях низкой температуры без уменьшения показателя напряжения до минимума, требуемого на старте. Чем выше значение тока холодного старта, тем выше ее стартовая мощность.

По сути, что «холодный», что «горячий» старт потребует в 2 раза больше мощности, чем при эксплуатации в обычных условиях. Кстати, «горячий старт» намного проблематичнее, особенно если на автомобиле установлен двигатель с большим объемом (высококомпрессионный), а сама машина имеет кондиционер. Это в очередной раз доказывает необходимость ответственного выбора аккумулятора в соответствие с типом автомобильного двигателя.

Основная классификация аккумуляторных батарей

По типу заводского экспорта:

  • Залитые  – наполняются электролитом и сразу допускаются к эксплуатации;
  • Сухозаряженные – за счет отсутствия электролита имеют большой срок службы;
  • Малообслуживаемые (допускается частичный ремонт)
  • Обслуживаемые (можно полностью ремонтировать)
  • Необслуживаемые (не подлежат ремонту)

Обслуживаемые батареи сейчас еще можно отыскать, но стоит ли? Их можно восстановить после короткого замыкания, но по своей прочности они сильно отстают, так как материал, из которого изготавливаются такие аккумуляторы – эбонит, а не пластик. К тому же, они наполнены мастикой, которая при загрязнении перестает выполнять свои изоляционные свойства, и вся энергия уходит «на ветер».

На большинстве рынков представлены малообслуживаемые типы аккумуляторов. И это вполне логично. Заниматься ремонтом аккумулятора должен знающий человек, а лучше профессионал, а не простой автолюбитель, к тому же, если аккумулятор барахлит и посажен, то лучше его заменить на новый. Так будет намного безопаснее и выйдет намного дешевле.

Важно! Необслуживаемых аккумуляторов на рынке очень мало и для нашей местности они категорически не предназначены.

Вот для Европы с присущим ей мягким климатом и постоянными нагрузками при эксплуатации можно с легкостью сделать выбор в пользу этого аккумулятора, только они стоят очень дорого и выпускаются не для всех автомобилей.

Маркировка на аккумуляторах

Расшифровка:

  1. Номинальная емкость – измеряется в ампер – часах, выглядит как 55 Ah;
  2. Стартовый ток – отображается как ГОСТ (на отечественных), EN 9 стандарт Единой Европы, SAE (стандарт Соединенных Штатов Америки), DIN (стандарт Германии), IP (ток стартерного заряда), ССA, ICC(ток холодной прокрутки);
  3. Номинальное напряжение – единица измерения – вольт, указывается как 12 V;
  4. Адрес  предприятия, завод – изготовитель, страна – производитель;
  5. Дата изготовления  — крайне актуальна для залитых аккумуляторных батарей.

Как не попасться на подделку

Так же как и с каким-то другим продуктом, риск наткнуться на подделку распространяется и на аккумуляторы. Чтобы не купить подделку, необходимо осмотреть аккумулятор и выяснить:

  • присутствует ли маркировка об адресе, заводе – изготовителе, а так же стране-производителе;
  • присутствует ли на корпусе дата изготовления;
  • насколько качественный корпус имеет покупаемый аккумулятор и выяснить – достаточно ли гладкие выводные клеммы, а так же убедиться, имеют ли они специальные защитные колпачки;
  • прилагается ли к батарее техпаспорт

Важно! Наличие инструкции – это далеко не показатель, так как на западе аккумуляторные батареи очень редко продаются в простых магазинах – их монтаж обычно происходит в сервисах.

Итак, вот те 7 шагов до момента покупки аккумулятора, помогающие сделать вам правильный выбор:

  1. Не спеша изучаем рынок сбыта, находящийся в вашем регионе;
  2. До покупки аккумулятора учитываем главные характеристики электрооборудования вашего автомобиля (объем и тип мотора, наличие кондиционера и т.д);
  3. Ознакамливаемся со спецификацией аккумулятора, предназначенного  именно для вашего автомобиля (ее можно найти в технической документации на авто);
  4. Выбираем значение емкости устройства (она не должна превышать больше чем на 5% величины старого аккумулятора и не быть соответственно меньше);
  5. Определяемся с тем, какое количество денежных средств вы готовы затратить на покупку батареи – отсюда определяемся с классом устройства (премиум, стандарт и т.д.);
  6. Выясняем, является ли устройство оригиналом или это подделка. Смотрим наличие маркировки, изучаем корпус, а так же проверяем, имеется ли единый канал полостей для отвода газов;
  7. Изучаем техпаспорт выбранной модели, еще раз сравниваем все показатели и совершаем покупку;

Напоследок необходимо отметить, что перед тем, как аккумулятор будет монтирован под капот на свое место, следует проверить уровень напряжения и правильность цепи зарядки, существующий в бортовой сети автомобиля. Высокий или низкий показатель напряжения пагубно влияет на срок службы устройства, уменьшая его в несколько раз. 

  • Советы по прикуриванию аккумулятора авто и порядок действий
  • Разряд аккумулятора и служба техпомощи
  • Как перенести АКБ в багажник авто
  • Как ухаживать за АКБ зимой