Маркировка и классификация аккумуляторов для авто
Опубликовано Сергей 05 Июл 2022 в 08:57 дп | Метки: Статьи
Автомобильный аккумулятор — это резервный источник питания, без которого не способна обойтись ни одна машина. Принцип его работы довольно прост. Во время движения часть энергии, вырабатываемая двигателем, накапливается в батареи. Как только двигатель глушится, бортовая сеть начинает работать от АКБ.
Важно! Без аккумулятора вы бы просто не смогли запустить машину.
Как и любая другая деталь, аккумулятор со временем приходит в негодность. Обычно это проявляется в том, что его ёмкость уменьшается. Если же эксплуатировать АКБ крайне небрежно, то он может полностью разрядиться.
Конечно, существуют специальные методики, позволяющие зарядить аккумулятор, но вы должны учитывать, что некоторые АКБ просто не поддаются восстановлению. При таком раскладе вам понадобится приобрести новое устройство, а для этого нужно знать, аппарат с какой именно маркировкой вам подойдёт.
Классификация АКБ
На рынке существует огромное количество разнообразных АКБ. Автомобильные компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы добиться большей экономичности, увеличить объём и срок эксплуатации своих устройств. Поэтому перед тем как перейти к более подробной классификации разделим все устройства на обслуживаемые и необслуживаемые.
К необслуживаемым АКБ причисляют те, которые исключают возможность заливки воды внутрь. К плюсам подобных аппаратов можно причислить то, что практически во всех есть индикатор, отвечающий за состояние батареи.
Обслуживаемые АКБ требуют постоянного ухода. Водитель должен периодически заливать внутрь дистиллированную воду. Она будет компенсировать испарившийся за время работы электролит.
Более подробная классификация АКБ состоит из разделения по типу пластин:
- свинцово-сурьмянистые,
- свинцово-кальциевые,
- гибридные.
Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.
Общие требования к маркировке
Автомобильные аккумуляторы производятся многими машиностроительными компаниями, неудивительно, что без общей маркировки в данном сегменте рынка не обойтись.
Тем не менее разные автомобильные компании наносят разную маркировку на выпускаемые аккумуляторы. Мало того, сами батареи отличаются по ряду параметров и классов.
К тому же в каждой стране есть свои требования к маркировке аккумуляторов.С учётом того, что в современном глобализированном мире машины собираются путём кооперации компаний с разных стран и материков, есть ряд международных стандартов, на которые ориентируются производители.
Согласно действующим международным стандартам маркировка аккумулятора должна включать в себя такие данные:
- знак производителя,
- название компании,
- значение номинального напряжения,
- значение ёмкости,
- полярность возле клемм,
- тип батареи,
- дату производства,
- количество банок.
Также маркировка аккумулятора должна в себя включать знаки, ограничивающие эксплуатацию и предупреждающие о стандартах транспортировки. В общем, можно выделить четыре вида маркировки в зависимости от региона:
- российская,
- европейская,
- азиатская,
- американская.
Важно! Стоит признать, что некоторые маркировки сильно отличаются друг от друга. Поэтому знать нюансы расшифровки вам не помешает.
Виды маркировки в зависимости от региона
В России маркировка аккумуляторов регламентируется ГОСТом 959-91. Её ещё называют «А Б С Д». Данные буквы обозначают следующие понятия:
- «А» — эта буква в маркировке указывает сколько банок в аккумуляторе. Один элемент — два вольта
- «Б» — тип аккумулятора. Маркировка «СТ» говорит, что перед нами батарея стартерного типа.
- «С» — ёмкость устройства. Единица измерения ампер-часы.
- «Д» — указывает на материал, из которого изготовлен агрегат.
Это основные параметры, которые во многом определяют, подойдёт ли вам данный аккумулятор. Вариации исполнения подробно расписаны на рисунке сверху.
Европейская маркировка
Стоит признать, что в Европе требования к аккумуляторам, особенно их экологичности гораздо выше. Неудивительно, что и европейская маркировка имеет существенные отличия.
В Европе производители автомобильных аккумуляторов при создании своей продукции ориентируются в первую очередь на стандарт DIN.Он включает использование в маркировке пяти основных цифр.
Важно! Есть ещё стандарт ETN, он включает в себя девять цифр.
Пятизначная маркировка определяется следующими параметрами:
- Три первых цифр указывают на ёмкость батареи. Чтобы точно определить данный параметры из написанного числа необходимо отнять 500.
- Две цифры в конце указывают на тип аккумулятора.
Здесь нужно сделать одно важное уточнение. Несмотря на простоту официального стандарта, каждый производитель старается указать на аккумуляторах максимум полезной информации. Поэтому, изучая маркировку европейской батареи, можно узнать следующие данные:
- исполнение,
- спецификацию клемм,
- особенности отвода газов,
- показатель вибропрочности.
Маркировка аккумулятора ETN состоит из таких показателей:
- Первая цифра обозначает ёмкость.
- Вторая и третья — диапазон мощности. Цифра шесть в данной маркировке обозначает, что при подсчётах нужно добавить 100 Ач, семь — 200 Ач.
- Три последующих цифры — конструктивное решение и используемые материалы.
- В конце идут три цифры указывают значение одной десятой холодной прокрутки.
Когда вы изучаете маркировку европейского аккумулятора, то должны понимать, что на нём может быть множество дополнительных обозначений, которые производитель наносит на своё собственное усмотрение.
Азиатская маркировка
На азиатском рынке используют маркировку аккумуляторов стандарта JIS. Стоит признать, что она весьма запутана, и чтобы в ней разобраться, понадобиться время. Само собой, без специальных таблиц обойтись не получится.
Азиатская маркировка аккумуляторов состоит из шести знаков:
- Первые две цифры традиционно указывают на ёмкость. Но вы должны учитывать, что номинальный параметр умножается на корректировочный коэффициент.
- Третий символ — буква. Она указывает на форму аккумулятора и соотношение размеров.
- Два последующих знака — размер в сантиметрах (длина).
- Последний символ имеет всего два значение — R b L. Он указывает на расположение отрицательной клеммы.
Емкость азиатской батареи, которая указана в маркировке существенно ниже европейской.
Американская система нумерации
В Америке при обозначении батарей используется стандарт SAE, но возможны и другие варианты. В данном контексте законодательство США даёт довольно широкий простор для деятельности предпринимателей.
Американская маркировка аккумуляторных батарей выполняется в соответствии со стандартом SAE. Тем не менее могут быть использованы и другие типы маркирования. Традиционно количество символов в номенклатуре шесть (одна буква и пять цифр). Данные символы имеют следующие значения:
- Первая буква указывает на тип АКБ.
- Две первых цифр определяют размер устройства.
- Последние в номенклатуре числа — это значение тока при холодной прокрутке.
Очень часто производители наносят на свои устройства показатель резервной ёмкости. Также на корпусе можно найти, сколько времени занимает снижение напряжения до 10 В. В качестве константы берётся фиксированный показатель тока 25 ампер.
Итоги
В основном АКБ классифицируются на обслуживаемые и необслуживаемые. Также их можно разделить на типы за счёт особенностей конструкции пластин. Маркирование устройств зависит от региона, в котором был изготовлен товар, и заводских стандартов производителя.
- Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе
- Как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством
- Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе
- Сколько надо заряжать аккумулятор автомобиля