Аккумулятор в автомобиле – это важнейший, мощный и бесшумный элемент, от качества которого зависит работоспособность всех электронных систем, а также возможность пуска двигателя в любых условиях. Срок службы аккумулятора автомобиля не безграничен, имеет свой лимит, определяемый не только производителем, но и самим автовладельцем – от того, насколько качественно будет обслуживаться батарея в немалой степени зависит срок ее эксплуатации.

Во многом на срок службы аккумулятора влияет и условия эксплуатации. К примеру, постоянная городская езда в мегаполисе с многочасовыми пробками, приведет к тому, что батарея будет постоянно недозаряжена, что уменьшит срок ее службы. Состояние современного аккумулятора самостоятельно оценить достаточно трудно, и простые замеры напряжения на его клеммах не в состоянии дать полного представления о том, что творится у него внутри, а именно о степени чистоты и химическом составе электролита.

Средний срок эксплуатации батареи

При покупке большинство автовладельцев полагает, что аккумулятор гарантированно прослужит тот срок, который определил производитель. Как правило, срок службы аккумулятора составляет 3-4 года. Но если он выходит из строя раньше, не стоит обвинять производителя –он определяет для нормальных условий эксплуатации. К таким относит:

  • отсутствие экстремальных температур;
  • качественное обслуживание;
  • отсутствие в авто дополнительных электроприборов.

На практике таких условий практически не встретишь. Масса дополнительного оборудования, создающего повышенную нагрузку, отсутствие времени на периодическую зарядку, проверку электролита, чрезмерно низкие и высокие температуры в родном отечестве – все это неизбежно уменьшает «жизнь» батареи. Отдельно стоит упомянуть плохое крепление аккумулятора, что провоцирует воздействие на нее повышенной вибрационной нагрузки.

На срок службы автомобильного аккумулятора оказывает влияние и манера езды. Так, если автомобилист передвигается лишь по городу на небольшие расстояния и подолгу стоит в пробках, аккумулятор никогда не станет достаточно заряжен. В том случае, когда батарея испытывает постоянную нехватку заряда, электролит внутри расслаивается. В норме гомогенный состав делится на две фракции – внизу оказывается тяжелая кислота, а сверху легкая. Пластины сверху разъедаются легкой кислотой, а тяжелая способствует выработке большего количества энергии, чем нужно. Все это существенно снижает средний срок службы аккумулятора автомобиля.

Реальный срок службы АКБ

Чтобы узнать какой реальный срок службы автомобильного аккумулятора, следует учитывать множество факторов его эксплуатации. они достаточно многочисленны:

  • только летняя или круглогодичная эксплуатация автомобиля;
  • пробег авто;
  • количество внештатной электроники, грамотность ее подключения;
  • стабильность работы автомобильного генератора и регулятора напряжения;
  • приоритетный температурный режим эксплуатации авто;
  • качество и постоянство технического обслуживания аккумулятора;
  • качество его крепления в авто.

Все эти факторы существенно влияют на то, какой будет срок службы аккумулятора автомобиля. В особенности непросто работается батареям на автомобилях с интенсивной эксплуатацией – такси, спецтранспорт и т. д. Электроды в таких АКБ изнашиваются прямо пропорционально пробегу самого авто, при наличии массы дополнительной электроники на не самом регулярном обслуживании, срок службы автомобильного аккумулятора может не превысить 1,5 лет – и это при заявленных производителем 4 годах.

Как показывает практика, автомобили, имеющие пробег до 20 тысяч в год, при условии соблюдения их владельцами норм ухода за АКБ, могут менять ее не чаще раза в 4 года. Известны факты, когда аккумулятор служил около 8-лет – сказался нормальный ритм вождения и грамотный уход за батареей. Конечно, на срок эксплуатации влияет не только отношение автовладельца к самой батарее, но и ее качество. Так, по многочисленным отзывам, АКБ известных брендов с легкостью могут отработать отведенный им срок, даже при небольших погрешностях в уходе.

Можно ли продлить срок службы АКБ

Для того, чтобы ответить на вопрос как продлить срок службы аккумулятора, следует внимательно изучить правила ее эксплуатации. Первое, что нужно выполнять регулярно – это контролировать напряжение на выводах аккумулятора – при плюсовой температуре оно должно составлять не менее 12,5 В. В том случае, если оно оказывается недостаточным, батарею необходимо зарядить, поскольку ее эксплуатация в недозаряженном состоянии существенно снижает срок ее службы.

Правильная процедура зарядки АКБ

  • снять батарею с автомобиля, очистить от грязи;
  • оценить выводы – при наличии окисления зачистить наждачной бумагой;
  • вывернуть пробки;
  • проверить уровень электролита, при его недостатке долить дистиллированную воду;
  • при открытых пробках присоединить зарядное устройство, включить его в сеть.

Процесс зарядки более целесообразно проводить малым током в 1-2 А в течение 12-14 часов. По окончании зарядки будет нелишним замерить плотность электролита, для чего удобно использовать специальный ареометр. При необходимости он подлежит коррекции. После обратной сборки АКБ ее можно устанавливать на автомобиль. В процессе эксплуатации следует периодически очищать батарею, осматривать ее корпус на предмет повреждений, очищать клеммы.

Существует перечень советов опытных автомобилистов и экспертов, соблюдение которых позволит максимально продлить срок службы аккумулятора автомобиля:

  • ни при каких обстоятельствах не допускается использование разряженной батареи;
  • чтобы максимально облегчить пуск двигателя следует всегда полностью выжимать сцепление, а в зимнее время «подготавливать» АКБ к пуску включением дальнего света на 20-30 секунд;
  • если двигатель не запускается с первого раза, все последующие попытки должны осуществляться с интервалом не менее 1 минуты;
  • при очистке батареи от грязи особое внимание следует обращать на вентиляционные отверстия, которые часто бываю сильно загрязнены;
  • не забывать отключать все энергопотребители перед постановкой машины на стоянке, а при наличии в авто массы, можно отключать и ее;
  • нельзя пренебрегать периодическими зарядками батареи на специальных устройствах.


Вовремя обнаруживаем проблемы с батареей

Если в процессе работы батареи с ней возникают неисправности, оперативное их обнаружение и устранение поможет максимально долго продлить ей жизнь. К числу наиболее распространенных проблем с АКБ можно отнести следующие.

  1. Быстрый разряд аккумулятора. Из многочисленных причин такого «поведения» АКБ на первом месте загрязнение электролита. В него могут попасть посторонние примеси при обслуживании, может оказаться некачественным сам электролит или доливаемая дистиллированная вода. Устранить эту проблему можно самостоятельно. Для этого батарея разряжается, электролит сливается и меняется на новый. После зарядки необходимо проверить плотность, и АКБ можно эксплуатировать.
  2. Короткие замыкания внутри батареи. О нем будет свидетельствовать резкое падение мощности и трудный пуск двигателя даже при плюсовой температуре. Если они возникают это говорит, прежде всего, о плохом обслуживании или о его полном отсутствии. Устранить проблему можно лишь заменой электродов, для чего аккумулятор полностью разбирается.
  3. Постоянное окисление выводов. Наиболее частой причиной этого является избыточное количество электролита, уровень которого необходимо срочно привести в норму. Для этого нужно его проверить, и после откачать избыток грушей. После этого выводы тщательно зачищаются, и в качестве профилактики смазываются специальной смазкой или тонким слоем простого вазелина.

Несколько полезных советов о покупке и эксплуатации аккумуляторов можно увидеть на видео:

  • Каким должно быть напряжение АКБ машины
  • Маркировка и классификация автомобильных аккумуляторов
  • Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе
  • Как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством